Казак без веры не казак

Написал (ла) (admin) , 0 , Категории: ВВКО,

Для многих наших современников казачество—лишь исторический термин, и совсем немногие знают, что и сегодня есть продолжатели доблестного дела своих предков. Для них духовным стержнем ратного труда, его основанием служит православная вера. Асами казаки, продолжая традиции предков, являются ревностными защитниками Святой Соборной Апостольской Церкви. Как и их отцы и деды—они глубоко верующие люди. Ведь казаки должны быть готовы к суровым походам, ожесточенным боям, когда их служба проходит на грани жизни и смерти и, может быть, в ближайшее время ждет вечность и встреча с Богом. Поэтому руководящий принцип этих людей можно выразить словами Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,3). Именно в лоне Церкви Христовой всегда проявляются лучшие качества этих людей.

Недавно на должность заместителя по взаимодействию с Русской Православной Церковью и духовно-нравственному воспитанию войскового атамана Волжского войскового казачьего общества был назначен самарский казак есаул Дмитрий Дороднов.

Сегодня мы беседуем с ним о его новой работе, о значении казачества в жизни России.

- Дмитрий, как давно Вы пришли в казачество? И что такое казачество?

- По духу я давно казак, а официально вступил в казачество в 2009 году.

Кто-то говорит, что казачество, это кровь, это народ, но я считаю, что это состояние духа. В моем понимании это такой православный воин, готовый на жертвенную любовь, что емко выражается в нашем девизе «За други своя», а также в пословице: «Казак без веры не казак».

Правда, есть и псевдоказачество, неслучайно же существует такое выражение как «казаки-разбойники». Казаки и разбойники это люди примерно одного склада, у них единый боевой дух, они примерно одинаково одеваются. Иными словами, у них все одинаковое, только дух при этом имеет либо знак «плюс» либо «минус». Так, разбойник имеет такой же дерзкий боевой дух. И все его цели замыкаются на себе самом, он живет, промышляет исключительно для себя и для своей общины или шайки.

Настоящий же казак, это уже Божий человек, верующий, он с Богом. На первое место выходит вера православная, у него жертвенное служение, готовность положить живот свой за други своя, за свой курень, за свою родину. Казаки всегда жили в приграничных районах, стояли друг за друга, и в трудные моменты нашей истории выручали наше Отечество. Как известно, они активное участие принимали в выборе царя и спасали наше Отечество в Смутное время 1612 года. Так что казак казаку рознь, в одном случае это жертвенная любовь, в другом - это разбойник.

- Дмитрий, теперь вы ответственны за духовно-нравственное воспитание казаков. Что делается в этом направлении?

- Меня назначили не так давно, я только вхожу в свою должность. Это очень большая ответственность, 14 регионов входит в Волжское казачье войско (это примерно ПФО, правда Волгоград иАстрахань - это уже донские казаки), со всеми наладить контакты. В каждом регионе есть казачий отдел или округ. У нас в войске семь округов: Саратовский, Пензенский, Нижегородский, в который входят три субьекта Российской Федерации: Республика Марий Эл, Чувашия и Нижегородская область. Там казаков маловато, а много казаков в Саратове, в Самаре, в Пензе. Также входит Удмуртия и Пермский край, Ульяновская область.

Сейчас наша главная забота, которая отнимает много времени - наш казачий крестный ход, сейчас он проходит по Пензенской области. Одна из целей крестного хода - это как раз выявление положения дел на местах: сколько там верующих казаков, воцерковляются ли они. Мы идем и изучаем ситуацию по состоянию казачьего общества изнутри.

В крестном ходе сразу видно, кто свой, а кто чужой. Воцерковленные казаки приходят со своими хоругвями, разговоры с ними завязываются с полуслова, быстро возникает понимание друг друга, потому что одним духом живы. И сразу видно, когда человек неверующий. Приходят казаки неверующие, допустим, они покрутились, а говорить особенно-то и не о чем. Это люди другого духа, хоть и с лампасами. И наша задача - действовать на них личным примером, чтобы благодати Божия, коснувшись сердца каждого, подействовала на казака. Чтобы он очнулся от сна неверия, загорелся искрой Божией, и, беря пример со своих лучших товарищей, начал воцерковляться, делать дела Божии. Вот так идем мы крестным ходом, молимся и смотрим ситуацию на местах.

- Кроме этого, какие у Вас ближайшие планы?

- По благословению митрополита Самарского и Сызранского открытие в Самаре на базе школы-интерната казачьего кадетского корпуса. Создана рабочая группа, решаются административные моменты с имуществом, с выделением средств, с ремонтом, и все прочие организационные вопросы. Губернатор одобрил, и Владыка постоянно помогает, интересуется, все держит на своем контроле, очень болеет за эту тему, спасибо ему за эту ситуацию. Мы надеемся, что в скором времени в Самаре полноценно заработает казачий кадетский корпус. В других регионах уже есть. В Пензе очень хороший кадетский корпус, в Саратовской области, можно сказать, образцовый казачий кадетский корпус. Много кадетских классов.

Все же нам очень хочется, чтобы у нас был свой кадетский корпус. Надеемся, что это в ближайшем будущем расширит и возможности воспитания. То есть непрерывного казачьего образования, воспитания, начиная с казачьих детских садиков. Затем это будут детские казачьи классы или казачий кадетский корпус, и дальше казаки уже поступают в институт управления имени Разумовского. Это московский институт, у которого в регионах, включая наш, есть филиалы, где казаки получают высшее образование на бюджетной основе. Этот вуз готовит управленцев для обычных светских структур власти. Для казаков это хорошая возможность получить высшее образование и участвовать в управлении нашим Отечеством, отстаивая подлинные интересы нашего государства.

Суть идеи непрерывного казачьего образования в том, что казак должен воспитываться в определенной казачьей среде, начиная сдетского сада, потом в школе, институте. Чтобы затем его призывали в армию, тоже в казачьи войска. Чтобы непрерывно молодой человек жил определенной духовно-нравственной, исконно патриотической атмосфере, которая там царит, и впитывал в себя православные традиции и образ жизни.

Конечно, большое значение имеет сам регион. Например, на Кубани, в Ростове, где сильны казачьи традиции, уже есть и казачьи войска, и традиционная форма казачья и большая поддержка местных властей. И сам губернатор Краснодарского края, Ткачев, ставший теперь министром сельского хозяйства, - казак.

Там очень развиты казачьи традиции и все знают, кто такой казак. Казаки на Кубани в порядке вещей патрулируют улицы, охраняют многие государственные и негосудаственные организации, и везде, где есть казак, люди понимают, что это что-то другое, нежели современная государственная система. Как относятся к казакам на Кубани, я узнал из одного случая. Однажды я ехал в поезде из Москвы в Самару и зашел в ресторан покушать. Там никого не было и я, как привык, перед едой помолился и перекрестился. Директор ресторана меня спросил: «Вы что, батюшка?» Я ответил: «Нет, я казак». Тот сказу оживился: «А, казак, знаю таких. Я ездил в Краснодарский край, там казаки патрулируют всю ситуацию вплоть до того, что милиционеры не берут взяток. Где казак, там всегда все честно, никаких взяток, никаких шельмовок не будет». Вот такое отношение к казачеству. Где казаки, там закон, там всегда будет честно. И наша задача, конечно, все сохранить, чтобы люди и дальше такое видели и верили в казака. Считали его своей опорой.

Вот как в Православии есть канон и его нельзя менять, так и у казаков есть традиции, которые нельзя изменять, их нужно придерживаться. И наша главная задача - передать новым поколениям эти традиции. Поэтому очень важно, чтобы с детьми занимались именно родовые верующие казаки, которые эти традиции знают, впитали их сами и могут передать другим. Хотя на сегодняшний момент воцерковленных казаков все же мало.

Как и в основной своей массе наши люди называют себя православными, это 85 %, а в храм ходят от силы 5-10%. Также в казачестве. Многие называют себя казаками, бьют себя в грудь, мы родовые казаки, но в храм они не ходят, в таинствах не участвуют, некоторые живут в невенчанных браках и многие удивляются, как же они называют себя казаками. Да, называют. Их никуда не денешь и особенно не перевоспитаешь, уже взрослых людей. Такова данность, мы не будем их отталкивать, мы будем с ними общаться, пусть они приобщаются, глядя на наш пример - казаков в православной вере. Но все же основной упор мы видим в воспитании молодежи. Если мы воспитаем православную молодежь с казачьими традициями, то это уже будет новая плеяда казаков.

- А где вы черпаете опыт казачьих традиций?

- В общении, все равно встречаются нормальные казаки, ездим в другие регионы. Я ездил в Нижний Новгород, в Пензу, в Марий Эл, в Саратов, а также в столицу казачества Новочеркасск на слет всех казаков. Общаемся, набираемся опыта, читаем исторические книги, все это изучается. Но все же хочу подчеркнуть, что казак без веры не казак. Основной упор я вижу в этом. Православный человек ходит в храм, причащается, участвует в таинствах, он уже духом подпитывается. Так, православные святые люди находясь в разных местах, очень часто имели одно мнение по многим вопросам. Это говорит о том, что их просвещал Святой Дух. Также я верю и считаю, что Святой Дух просветит казачество в правильном направлении.

- А как Вы сами пришли в казачество?

- Сам не знаю, как это произошло, но сегодня, оглядывая свое прошлое, я вижу, что на это была воля Божия. До 2005 года, до своего воцерковления, чем только я не занимался. Воспитан был в советское время и в годы перестройки искал себя заново. Случилось так, что я пришел к Богу, воцерковился, стал помогать Заволжскому мужскому монастырю в честь Креста Господня в Подгорах, у нас в приходе (городское подворье монастыря, Троице-Сергиев храм г. Самары) образовался такой мужской костяк из прихожан (человек 10-15), мы стали общаться. И я спрашивал себя: «Чем мне заняться, Господи, как мне послужить Тебе? И Господь устроил так, что мы познакомились с Александром Юрьевичем Рябовым (казачий полковник), атаманом Красноглинской станицы. После общения с ним все загорелись желанием вступить в казаки. Что мы и сделали. Хочу отметить, что присягу, казак произносит над Евангелием, целует крест. И когда мы вступили в казачество, думали, что теперь активно займемся патриотическим движением, горы свернем. Но не особо что и можно было сделать. Кругом такие люди спокойные, что поначалу даже было некое охлаждение. Но как подумаешь, что мы дали клятву, что заднего хода нет, мы стали активнее участвовать в жизни казачества, в мероприятиях.

В то же самое время - как-то так получилось - я поступил на высшие богословские курсы в Духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре, для углубления своих богословских знаний, казалось бы, для себя лично. Это 3,5 года. Вот, получил высшее богословское образование. Мы как раз тогда занимались крестным ходом к иконе Божией Матери «Избавительница от бед» в село Ташла. И тут в наш регион пришли со своим крестным ходом оренбургские казаки с Табынской иконой Божией Матери. Мы, помогали им по всей Самарской области пройти, проходили с ними все населенные пункты. И, глядя на них, вдохновились их примером.

Приходим с этим крестным ходом в различные населенные пункты и видим, как меняется обстановка вокруг в начале и конце крестного хода. Вначале нас настороженно встречает разрозненное местное население. Помолившись, поплакавши у икон, нас уже провожает православный народ. Все это очень трогает за сердце, мы были вдохновлены, мы поняли, что это как раз то самое, чем мы можем, готовы и должны заниматься. И уже к тому времени мы в казачестве, с богословским образованием, с опытом прохождения табынского крестного хода организовываемнаш ежегодный крестный ход (в село Ташла), который перерастает в круглогодичный безпрерывный крестный ход. Столько совпадений не может быть, это явно, что Господь вел меня. Я даже сам тогда не понимал некоторые свои шаги, но сейчас, оглядываясь назад, вижу, что во всем этом была воля Божия.

Сейчас, слава Богу, заканчивается второй год уже нашего круглогодичного казачьего крестного хода. Нас везде ждут и зовут. Мы видим, чувствуем: то, чем мы занимаемся, местному населению это очень нужно.

Крестный ход на сегодня это попытка связать воедино распадающуюся территорию России. Утвердить единство русского, православного народа. Вернуть подрастающее поколение к его истокам. Опыт крестного хода трудно, с чем-либо сравнить. Ты как будто находишься в другом измерении, где возникает острое чувство единства страны, ее тысячелетней православной истории.

- Вот если кто-то захочет стать казаком, как бы вы ответили на вопрос, «Что для вас значит быть казаком»?

- Казаки - это прежде всего люди, способные к самоорганизации. Многие приходят и ждут, когда их куда-то направят. Спрашивают, что нам делать и т.д. Казаки - это как раз те, кто умеют снизу организоваться сами и предложить: мы хотим вот это, поддержите нас. Они идут и делают свое дело. Вот это я считаю главной отличительной чертой казака от любого другого гражданина. Это первое.

Второе. Если человек идет в казачество, он принимает присягу на Евангелии, дает клятву. То есть, пути назад уже нет. Если ты клянешься на Евангелии служить Отечеству, вере православной, развивать казачество, слушаться атамана и если вдруг после этого ты скажешь, а мне не понравилось и уйдешь, то это уже перед Богом преступление. Человек дает клятву. Нужно все это взвесить и сделать осознанный шаг.

Третье. Все же казак больше человек духа, ты можешь быть по духу казак, не обязательно по крови. По крови можно и не реализоваться казаком, в храм не ходить в таинствах не участвовать, Если человек называет себя казаком, а в храм не ходит, то какой же он казак. Есть такая мудрость: казак без веры не казак. Вот эти три момента.

Человек должен быть верующий, знать, куда он идет и быть активным, который и снизу может самоорганизоваться, привлечь людей и повести их за собой.

- И завершающий вопрос, кто из истории России является для вас образцовым примером казака?

- Я бы привел в пример Ермака Тимофеевича, который, как говорят, со своими казаками добыл нам Сибирь. Все же православный человек смотрит с точки зрения Бога. Господь дал нашему народу, когда он был верующим народом,такую богатую землю. В своем народе он избрал верующих казаков своим орудием. У Ермака Тимофеевича тоже были трения с царем. Но он не пошел бунтом против царя, а пошел и завоевал Сибирь. Опять же за царя, за Российское государство и прославил себя в веках. Нередко читаешь в книжках, что некоторые казаки гордятся Степаном Разиным, некоторые Пугачевым. Но совсем не так, как Ермак, ведет себя Степан Разин, ему тоже что-то не нравилось, и он пошел против царя. Чем это все закончилось, мы знаем: он предан анафеме, четвертован и разнесен по разным сторонам города Москвы. И очень много загубил душ людей, какой-то своей зловещей лихостью нажил себе врагов. Вот разница между казаком и разбойником. К сожалению, многие казаки этого не понимают и до сих пор считают его для себя примером.

Еще добрым казаком был Семен Дежнев и многие другие казаки-первопроходцы. Легендарный казачий генерал Матвей Иванович Платов, который отличился в войне с Наполеоном. Граф, атаман Всевеликого войска Донского, генерал от кавалерии, который принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска.

Есть такие примеры. Генерал-богатырь Яков Петрович Бакланов, который покорял Кавказ. У него было личное знамя, на котором написано «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» и изображена голова Адама. У нас тоже есть наше знамя.

- А из современников?

- Очень деятельный атаман нашего (отдельского) казачьего округа Андрей Владимирович Терновский. Он с неистощимой энергией стремиться устроить все так, как это положено по казачьему укладу, весь горит изнутри, и это радует. Много в нашем деле подводных камней, но мы боремся, он всегда стоит на своем, за ним всегда последнее казачье слово.


Беседовала Ольга Щербак «Народная газета».