Проект стратегии развития российского казачества до 2020 года

Проект


Утверждаю

Президент Российской Федерации

_______________ Д.А. Медведев

«__» ____________ 2012 г.



СТРАТЕГИЯ
развития российского казачества до 2020 года

Общие положения

Стратегия развития российского казачества до 2020 года (далее – Стратегия) определяет систему мер в сфере взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с российским казачеством, направленных на развитие государственной и иной службы российского казачества, развитие духовно-нравственных основ, общегражданского патриотизма российского казачества.
Стратегия основана на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. № Пр-1355.
В Стратегии развиваются и конкретизируются положения Федерального закона Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 и иных концептуальных и стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Российское казачество является составной частью гражданского общества Российской Федерации, сохраняющей духовно-историческую связь с Русской Православной Церковью.
Активное сотрудничество, взаимные культурные и гуманитарные контакты стали основой взаимодействия российского и зарубежного казачества. Международная деятельность российских казачьих организаций направлена на укрепление связей с казаками из ближнего зарубежья. Серьезное внимание уделяется также налаживанию конструктивного взаимодействия с представителями казачества в странах дальнего зарубежья.

Цель, задачи и субъекты реализации Стратегии

Целью Стратегии является развитие российского казачества и усиление его роли в решении государственных задач.
Данная цель достигается путем реализации следующих трех задач:
1.    Совершенствование механизма государственной службы российского казачества.
2.    Консолидация российского казачества.
3.    Участие российского казачества в укреплении единства российской гражданской нации, его духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
К субъектам реализации Стратегии относятся – Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Русская Православная Церковь, всероссийское казачье общество, общественные объединения казаков и некоммерческие организации казаков, учреждаемые в том числе при участии войсковых казачьих обществ, заинтересованные органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Основные направления реализации Стратегии

Решение задач Стратегии осуществляется в рамках реализации следующих направлений.
1. Совершенствование нормативных правовых актов в отношении российского казачества:
а) актуализация нормативных правовых актов с целью развития государственной и иной службы российского казачества;
б) приведение нормативных правовых актов в отношении российского казачества, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в) унификация нормативной правовой базы, разрабатываемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении российского казачества, путем создания модельных проектов нормативных правовых актов для субъектов Российской Федерации и для муниципальных образований.

2. Организация государственной и иной службы российского казачества:
а) участие российского казачества в укреплении безопасности и обороноспособности Российской Федерации посредством привлечения членов казачьих обществ к несению военной службы в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, включение членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации военно-обученными мобилизационными людскими ресурсами, комплектование членами казачьих обществ подразделений ведомственной охраны, участие в охране общественного порядка;
б) создание эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ, в том числе путем выдачи удостоверений казака установленного образца, организации вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
в) формирование и актуализация единого информационного ресурса, содержащего сведения о казачьих обществах, путем внесения казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
г) развитие инфраструктуры войсковых казачьих обществ;
д) финансирование государственной и иной службы российского казачества в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. Развитие самоорганизации и интеграционных процессов в российском казачестве посредством:
а) создания всероссийского казачьего общества;
б) рассмотрения вопросов формирования и развития местного самоуправления с учетом культурно-исторических традиций российского казачества (далее – «казачий компонент»).

4. Совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с российским казачеством:
а) создание органами государственной власти и органами местного самоуправления подразделений по работе с казачьими обществами, либо включение функций по взаимодействию с казачьими обществами в полномочия соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) оказание заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления информационного, консультативного, методического содействия казачьим обществам в их деятельности по несению государственной и иной службы;
в) проведение регулярных заседаний совещательных органов (рабочих групп, комиссий), созданных в рамках Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, и привлечение к их работе представителей российского казачества;
г) обеспечение заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для несения членами казачьих обществ государственной и иной службы российского казачества в порядке установленном законодательством Российской Федерации;
д) подготовка квалифицированных кадров для выполнения задач, связанных с привлечением членов казачьих обществ к отдельным видам государственной службы.

5. Содействие экономической активности казачьих обществ в рамках действующих инструментов государственной поддержки:
а) принятие государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, перечней мероприятий и иных мер поддержки становления и развития государственной службы российского казачества;
б) учет и использование «казачьего компонента» в разрабатываемых и включение «казачьего компонента» в действующие государственные, федеральные, ведомственные, региональные и муниципальные целевые программы, а также перечни мероприятий;
в) разработка комплекса мер стимулирования, поддержки и развития различных форм предпринимательской деятельности, осуществляемой казачьими обществами в уставных целях;
г) оказание казачьим общества информационной, научной и методической поддержки по вопросам развития экономической базы российского казачества;
д) оказание поддержки в реализации прав казачьих обществ на получение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для осуществления сельскохозяйственного производства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
е) содействие в организации выделения безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 885 «О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ».

6. Развитие взаимодействия российского казачества с институтами гражданского общества, в том числе дальнейшее укрепление связей между российским казачеством и Русской Православной Церковью:
а) духовно-нравственное становление российского казачества;
б) укрепление общегражданской идентичности;
в) содействие гармонизации межэтнических отношений, межрелигиозному и межконфессиональному диалогу.

7. Организация работы с казачьей молодежью, военно-патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения:
а) создание казачьих молодежных центров в местах компактного проживания членов казачьих обществ;
б) поддержка деятельности и развитие казачьих детских летних лагерей;
в) патриотическое воспитание молодежи на основе исторических и традиционных ценностей российского казачества.

8. Развитие сети образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих образовательные программы с использованием «казачьего компонента», в том числе общеобразовательных учреждениях – казачьих кадетских корпусах, и поддержка деятельности данных образовательных учреждений.

9. Развитие самобытной казачьей культуры:
а) укрепление материально-технической базы творческих казачьих коллективов;
б) поддержка культурных мероприятий в области сохранения и развития казачьей культуры;
в) научное, методическое, кадровое и информационное обеспечение сохранения и развития казачьей культуры;
г) сохранение культурного наследия казачества;
д) идентификация, документирование и мониторинг состояния традиционной казачьей культуры.

10. Развитие международной деятельности российского казачества:
а) налаживание международных контактов российского казачества с организациями казаков стран СНГ и дальнего зарубежья, оказание содействия объединительным процессам среди зарубежного казачества;
б) участие всероссийского казачьего общества в государственных программах в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
в) создание представительств всероссийского казачьего общества за рубежом, налаживание системы устойчивого взаимодействия с загранучреждениями Российской Федерации, включая российские центры науки и культуры;
г) назначение в дипломатических представительствах России сотрудников, ответственных за взаимодействие с казачеством;
д) проведение работы по:
    возвращению на историческую Родину казачьих регалий;
    молодежному и культурному обменам в рамках организации детских казачьих лагерей, участия спортивных команд и казачьих фольклорных коллективов в проводимых в России мероприятиях, направления за рубеж российских казачьих фольклорных коллективов и т.д.;
    регулярному проведению Всемирного конгресса казаков и Всемирного форума православной казачьей молодежи;
    приему на квотной основе казачьей молодежи из стран СНГ в общеобразовательных учреждениях – казачьих кадетских корпусах на территории России и выделению квоты на обучение казачьей молодежи из этих стран в российских вузах, а также в образовательных учреждениях Русской Православной Церкви;
    привлечению казаков-соотечественников к работе созданных за рубежом координационных советов российских соотечественников.

11. Решение вопросов геральдического обеспечения деятельности российского казачества осуществляется в рамках взаимодействия с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации:
а) ведение Геральдического регистра войсковых казачьих обществ;
б) развитие системы геральдического обеспечения российского казачества, пропаганда его лучших геральдических традиций посредством:
- разработки и утверждения новых геральдических знаков; образцов оформления документации всероссийского казачьего общества, войсковых казачьих обществ, некоммерческих организаций казаков, учреждаемых при участии войсковых казачьих обществ, с использованием войсковой символики;
- размещения геральдических знаков на оружии, транспортных средствах и имуществе, печатной, информационной, рекламной и сувенирной продукции;
- введения необходимых изменений в форму одежды и знаки различия членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

12. Развитие научно-исследовательской, информационной, методической деятельности по вопросам российского казачества:
а) проведение на постоянной основе социологических исследований российского казачества;
б) подготовка и издание учебного пособия по истории российского казачества для общеобразовательных учреждений – казачьих кадетских корпусов, популярной книжной серии по тематике российского казачества (история казачества, православие и казачество, основы православной веры, казачья культура и др.);
в) создание и обеспечение функционирования единого сайта российского казачества в сети Интернет с возможностью предоставления населению услуг по ознакомлению со сведениями о деятельности казачьих обществ и информацией о реализации органами власти государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

Показатели реализации Стратегии по направлениям и их прогнозные значения представлены в Приложении 1. Значения показателей определяются на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, войсковых казачьих обществ.

Этапы реализации Стратегии

I. Первый этап (2012-2014 гг.).

На данном этапе разрабатывается план мероприятий реализации первого этапа Стратегии, проводится обновление региональной и муниципальной нормативной правовой базы в отношении российского казачества, приведение ее в соответствие с федеральным уровнем.
Создаются модельные проекты нормативных правовых актов по вопросам российского казачества для субъектов Российской Федерации и для муниципальных образований. Вступает в силу новый порядок внесения казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены казачьих обществ получают удостоверения казака установленного образца.
Федеральные органы исполнительной власти заключают с войсковыми казачьими обществами договоры (соглашения) по несению государственной и иной службы российского казачества. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются подразделения по работе с казачьими обществами, либо осуществляется включение функций по взаимодействию с казачьими обществами в полномочия действующих подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Проводится первый Всероссийский казачий круг и выборы Верховного атамана всероссийского казачьего общества. Проводятся IV Всемирный конгресс казаков и III Всемирный форум православной казачьей молодежи. Создается Геральдический регистр войсковых казачьих обществ. Осуществляются меры поддержки развития инфраструктуры казачьих обществ. Реализуются пилотные проекты по учету исторических традиций российского казачества в рамках осуществления местного самоуправления.
Вырабатывается единый подход по финансированию государственной и иной службы российского казачества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Закладываются основы для выхода войсковых казачьих обществ на самофинансирование – создаются координационные экономические структуры казачьих обществ, развиваются экономические связи между войсковыми казачьими обществами, осуществляется передача из земельного фонда субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления войсковым казачьим обществам сельскохозяйственных угодий. Субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями принимаются необходимые нормативные акты, в том числе для предоставления казачьим обществам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для осуществления сельскохозяйственного производства. Войсковые казачьи общества создают частные охранные организации.
Разрабатывается механизм приема на квотной основе казачьей молодежи из стран СНГ в общеобразовательные учреждения – казачьи кадетские корпуса на территории России и выделения квоты на обучение казачьей молодежи из стран СНГ в российских вузах, а также образовательных учреждениях Русской Православной Церкви. В субъектах Российской Федерации открываются новые общеобразовательные учреждения – казачьи кадетские корпуса. Проводятся социологические исследования российского казачества, выходят книжные серии по казачьей тематике. Проводится всероссийская научно-практическая конференция по проблемам изучения истории российского казачества, на основе предложений которой формируются рекомендации образовательным учреждениям, осуществляющим образовательный процесс с использованием культурно-исторических и духовно-нравственных традиций российского казачества. Проводится работа по усилению присутствия российского казачества в сети Интернет.
Создается реестр творческих казачьих коллективов и организаций, осуществляется мониторинг состояния традиционной казачьей культуры, разрабатываются и утверждаются комплексные программы, планы сохранения и развития самобытной казачьей культуры.
Войсковые казачьи общества заключают договоры о взаимодействии с религиозными организациями Русской Православной Церкви. Создается институт заместителей атаманов по взаимодействию с Русской Православной Церковью.

II. Второй этап (2015-2018 гг.).

На данном этапе разрабатывается план мероприятий реализации второго этапа Стратегии, совершенствуется федеральная, региональная и муниципальная нормативная правовая база в отношении российского казачества в части конкретизации и увеличения видов государственной и иной службы российского казачества.
Проводится работа с членами казачьих обществ (гражданами, пребывающими в запасе) по их привлечению в мобилизационный людской резерв, количество которых будет определяться с учетом экономических возможностей государства и складывающейся военно-политической обстановки. Укомплектованность воинских частей, подлежащих комплектованию членами казачьих обществ, составляет не менее 30 %.
Завершается формирование организационной структуры всероссийского казачьего общества. Проводятся второй Всероссийский казачий круг,
V Всемирный конгресс казаков и IV Всемирный форум православной казачьей молодежи. Осуществляются меры поддержки развития инфраструктуры окружных (отдельских), районных (юртовых), городских, станичных и хуторских казачьих обществ. Всеми войсковыми казачьими обществами созданы частные охранные организации.
Принимаются новые региональные и муниципальные целевые программы поддержки становления и развития российского казачества, «казачий компонент» включается в разрабатываемые и учтен в действующих государственных, федеральных, ведомственных, региональных и муниципальных целевых программах.
Получает развитие казачье фестивальное движение, реализуются комплексные программы, планы сохранения и развития самобытной казачьей культуры.
Эффективно работает система подготовки квалифицированных кадров для выполнения требований, связанных с привлечением членов казачьих обществ к отдельным видам государственной службы. Выделяются квоты на прием казачьей молодежи из стран СНГ в общеобразовательные учреждения – казачьи кадетские корпуса на территории России и на обучение казачьей молодежи из стран СНГ в российских вузах, а также образовательных учреждениях Русской Православной Церкви. В субъектах Российской Федерации создаются казачьи молодежные центры военно-патриотического воспитания. Открываются новые общеобразовательные учреждения – казачьи кадетские корпуса. Издаются учебные и учебно-методические пособия по истории российского казачества и духовно-нравственному воспитанию для общеобразовательных учреждений – казачьих кадетских корпусов.
Единый информационный портал российского казачества в сети Интернет начинает предоставление бесплатных информационных услуг населению. На портале публикуются результаты теоретических и научно-практических работ в отношении российского казачества, методические рекомендации по вопросам реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.
Проводится всероссийская научно-практическая конференция, посвященная реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

III. Третий этап (2018-2020 гг.).

На данном этапе разрабатывается план мероприятий реализации третьего этапа Стратегии, региональная и муниципальная нормативная правовая база в отношении российского казачества приведена в соответствие с федеральной.
В государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации внесены все казачьи общества, все члены которых получили удостоверения казака установленного образца. Завершается создание органами исполнительной власти большинства субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления подразделений по работе с казачьими обществами, либо включением функций по взаимодействию с казачьими обществами в полномочия действующих подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Члены казачьих обществ (граждане, пребывающие в запасе), заключившие в добровольном порядке контракт на пребывание в мобилизационном людском резерве, выполняют обязанности в соответствии с условиями контракта. Укомплектованность воинских частей, подлежащих комплектованию членами войсковых казачьих обществ, составляет не менее 50 %.
Свыше 35% членов казачьих обществ несут государственную или иную службу российского казачества, в том числе в рамках заключенных казачьими обществами с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований договорами (соглашениями).
Сформирован и реализуется единый подход по финансированию государственной или иной службы российского казачества. Войсковые казачьи общества выходят на самофинансирование, в том числе в результате несения государственной или иной службы, осуществления частной охранной деятельности, сельскохозяйственной деятельности.
Проводятся третий Всероссийский казачий круг, VI Всемирный конгресс казаков и V Всемирный форум православной казачьей молодежи. Завершается реализация программы реконструкции штабов окружных (отдельских), районных (юртовых), городских, станичных и хуторских казачьих обществ.
Выполняются плановые показатели Стратегии по созданию новых общеобразовательных учреждений – казачьих кадетских корпусов, осуществляется прием на квотной основе потомков казаков из стран СНГ в общеобразовательные учреждения – казачьи кадетские корпуса на территории России и выделяются квоты на обучение молодежи казачьих объединений из стран СНГ в российских вузах, а также в образовательных учреждениях Русской Православной Церкви. Создана и работает сеть казачьих детских летних лагерей военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Продолжается выделение квот на прием казачьей молодежи из стран СНГ в общеобразовательные учреждения – казачьи кадетские корпуса на территории России и на обучение казачьей молодежи из стран СНГ в российских вузах, а также в образовательных учреждениях Русской Православной Церкви.
На базе единого информационного портала российского казачества в сети Интернет осуществляется эффективная обратная связь по вопросам государственной службы российского казачества между казачьими обществами и органами государственной власти и местного самоуправления.
Проводится всероссийская научно-практическая конференция по вопросам подведения итогов реализации Стратегии и определения дальнейших путей развития российского казачества, формируются предложения по новым подходам в реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.
В целях корректировки государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества принимается обновленная Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и Стратегия.