Фото-рассказ чудесной истории "Как в апреле 2013 года, самарские казаки и руководитель табынского крестного хода, посетили Святую Гору с паломнической поездкой.
, 0 , Категории:КАЗАКИ НА АФОНЕ.
Казаки – это, прежде всего воины, поэтому жизнь казачества во все века нельзя себе представить без походов. Походы длительные и тяжёлые, победоносные и стремительные. Но бывают и мирные походы. Сейчас, когда идет информационная война, особо шашкой не помашешь, и казаки отвечают духовным оружием, крестным ходом и молитвой. Но этот казачий крестный ход только внешне выглядит мирным. На самом деле в нём идёт непрерывная борьба - духовное сражение за души как самих участников крестного хода, так и тех, к кому направляется и к кому приходит чудесный Образ.
В октябре 2013 года произошло историческое событие. На Святую гору Афон пришли крестным ходом казаки с Табынской иконой Божией Матери. Более того с собой они привезли новую Иверскую икону, что бы освятить её у оригинала, а затем начать казачий крестный ход по Челябинской области. В это же время сербские братья по договоренности привезли икону Троеручица, с той же целью: освятить и организовать крестный ход с этой иконой по республике Сербия.
Но начнем по порядку про все крестные ходы. В 2009 году оренбургские казаки во главе с войсковым старшиной Константином Крыловым решили возобновить крестный ход с Табынской иконой Божией Матери. До революции крестный ход с этой иконой продолжался 73 года и был прерван красными бандитами в 1919 году. Казаки атамана Дутова отбили икону и, в последствии, ушли с ней в Китай. Там, во время культурной революции она исчезла. Оренбургские казаки специально для крестного хода заказали список Табынской иконы, получили благословение у Святейшего Патриарха Кирилла Московского и Всея Руси и пошли по всей России безостановочным крестным ходом.
В апреле 2012 года к нам в губернию прибыл крестный ход с Табынской иконой Божией Матери, организованного оренбургскими казаками. Мне довелось участвовать в нем. Меня назначили ответственным по взаимодействию с конвоем иконы. Был создан летучий отряд из казаков станицы «Красноглинской», который встречал и провожал икону в тех районах, где у нас нет казачьих обществ. Да и не только там. Так вот мы увидели своими глазами и почувствовали на себе результаты прохождения крестного хода.
Вдохновившись примером оренбургских казаков, казаки станицы «Красноглинской» предложили организовать крестный ход со списком чудотворной, местночтимой, явившейся иконой Божией Матери «Избавительница от бед» Ташлинская по Самарской губернии.
Наше обращение поддержал казачий круг, на котором присутствовали все атаманы Самарского Округа. Получили Благословения Преосвященнейшего Митрополита Сергия, епископа Никифора и епископа Сафрония. И первого июля начался ежегодный крестный ход, с которого и стартовал круглогодичный крестный ход с «Избавительницей от бед». За четыре месяца пройдена Отрадненско-Похвистневская епархия. Крестный ход продолжается по Самарской и Сызранской епархии. Еще казаки из нескольких областей изъявили желание организовать у себя крестные ходы с иконами Богородицы. Видя такое усердие казаков, Пресвятая Богородица сподобила их побывать с крестным ходом на горе Афон.
Это воистину чудесная история. В апреле 2013 года, мы, самарские казаки, и руководитель табынского крестного хода Крылов Константин посетили Святую Гору с паломнической поездкой. В монастыре Святого Павла мы рассказали монахам про крестный ход, который идет по России четвертый год. Они выразили пожелание, чтобы и по Афону прошел этот крестный ход. С этим вопросом мы обратились к старцу монастыря геронде Парфению. Выслушав нас, он благословил приехать на Афон в октябре, на Покров. Но для этого мы должны взять благословение у нашего церковного начальства. Каким-то чудом в этот монастырь на следующий день приехал руководитель отдела внешних связей РПЦ Митрополит Илларион (Алфеев). После короткого рассказа про крестный ход, Митрополит Илларион благословил казаков на доброе дело. По возвращении Константин занялся подготовкой, а мы организацией крестного хода с иконой «Избавительница от бед» и было до конца не ясно поедем мы в октябре на Афон или нет.
У нас крестный ход идет полным ходом, график составлен на месяц вперед, мы с головой окунулись в работу и звонок от Кости. Спрашивает наше согласие на поездку и называет числа именно те, когда у нас перерыв в крестном ходу. Мы соглашаемся.
Мы радостные и счастливые в предвкушении интересной поездки собрались в аэропорту Домодедово. У нас есть план поездки, график прохождения по Афону, договоренности с некоторыми монастырями, с транспортом на греческой земле, документы на вывоз икон и поэтому мы слегка самоуверенны.
Но искушения начались буквально на трапе самолета. Командир самолета греческой авиакомпании оказался турок по имени Мухамед. Он отказался брать в салон самолета наши иконы Табынскую и Иверскую из-за их размеров, хотя все службы и представители авиакомпании это сделать разрешили. Мы поняли, что начались духовные препятствия, раскаялись за нашу самоуверенность и попросили Богородицу управить ситуацию. Тут в боковой вход коридора, по которому люди подходят прямо к самолету, заходят два паренька с православными крестиками на шее. Это Домодедовские грузчики. Мы объяснили суть проблемы и они уверили нас, что в грузовом отсеке много свободного места и иконам ничего не угрожает. Греческие проводницы вынесли подушки, одеяла и ремни для крепления икон. Мы, положившись на волю Божию, сдали иконы в багаж.
Следующее испытание нас ждало, когда на утро в Уранополисе, в участке, где выдают визу на Афон, Диамонитирион, нам сообщили, что наши приглашения отозваны монастырями назад. Начали искать выход из ситуации. Пошли звонки в Москву, в турагентство, которое договаривалось с монастырями. В местном турагентстве предложили за 70 евро с человека сделать эту визу через день. Полчаса длились звонки и переговоры, пока кто-то из наших не предложил пойти и спеть акафист перед иконой.
И вот 15 казаков, на улице греческого города, у полицейского участка, пред Табынской иконой Божией Матери поют акафист.
Местные жители и паломники прикладываются к иконе и присоединяются в молитве. Такого еще не было в этом городе. По окончании акафиста из участка нам сообщают, что во время молитвы был звонок со Святой Горы и несколько монастырей подтвердили свои приглашения, Кинод Святой Горы дал разрешение завтра на въезд.
Радости не было предела. В который раз мы убедились, что людское мудрование на горе не работает. Сама Царица Небесная разрешила посетить её главный удел.
Позже мы узнали, что один казак с Урала, Юрий Ильиных, был первый раз на морском побережье и тайно мечтал искупаться в море. Что мы все вместе и сделали, шуткой списав вынужденную задержку на его молитвы, хотя кто знает. Ведь на Афоне духовные законы становятся как материальные, мысли материализуются и выполняются малейшие пожелания.
Весь оставшийся день к иконе приходили местные жители, поклонялись Богородице пред ея образом, пели по-гречески молитвы.
Наутро мы шли крестным ходом по центральной улице с Иисусовой молитвой к парому и горожане с радостью ныряли под икону, под покров Божией Матери, провожая нас как старых знакомых.
И вот мы плывем на пароме на Святой Афон. Впереди неизвестность. Ждут в ближайшую ночь в Андреевском скиту, а дальше плана нет.
Любопытные паломники расспрашивают про икону, про нашу миссию. Рассказываем и втайне мечтаем попасть в наш русский Пантелеимонов монастырь. На нашу заявку о посещении монастырь не ответил, группа большая: примет ли? Один паломник подсказал нам, что рядом в машине сидит старец из русского монастыря.
Мы подошли под благословение, показали фото крестного хода в России, рассказали про нашу поездку и получили благословение прибыть завтра в Пантелеимонов монастырь. Опять милость Божией Матери.
По прибытии в Дафну нас ждал автобус. Нужно исполнить нашу первую миссию: доставить в Иверский монастырь список Иверской иконы, чтобы освятить её у оригинала. Неуклюже грузимся в автобусик.
Это к концу поездки мы научимся быстро, ловко и под завязку грузиться в маленькие Афонские «газели», а пока не сразу получается.
Мы в Иверском монастыре. В пределе, где находится Иверская икона, мы устанавливаем наши две иконы, поем акафист.
Затем прикладываемся ко всем святыням и мощам монастыря.
Мы счастливы.
Пытаемся остаться на ночлег, но 16 человек монастырь принять не может.
Шестнадцатым к нам прилепился молодой паломник из Мордовии Иван, покладистый молодой человек, искренне желающий послужить Богородице. Значит нам надо в Андреевский скит. Значит на то Воля Божия.
Пока ждем автобус идем крестным ходом до источника, который забил в том месте, куда приплыла Иверская икона. Еще весной, когда мы ночевали в Иверском монастыре, мы ходили к источнику крестным ходом с маленькой Табынской иконой и думали, пройдем ли когда здесь с большой.
Не прошло и шести месяцев, мы идем с большой походной иконой, с пением Иисусовой молитвы, в казачьей полевой форме. Чудеса.
Андреевский скит. Бывший русский скит.
Какой размах. Этот скит побольше некоторых монастырей. Устанавливаем икону посреди храма.
Много русских икон еще с царских времен. Находим икону «Избавительница», очень похожа на икону «Избавительница от бед». Тропарь, кондак и акафист у них одинаковые. Так обрадовались, как будто встретили родного человека. Начинаем молебен с пением акафиста Табынской иконе Божией Матери. Как же, наверное, соскучились эти стены по молельному русскому пению. Не потихонечку, а во весь голос, 15 русских казаков.
На следующий день план таков: посетить три монастыря с пением акафиста. Дохиар,
Ксенофонт, Пантелеимона.
Это в России можем пройти три-четыре села с пением акафиста. Но здесь другое, не рассчитали силы: к вечеру немножко ссоримся, враг не дремлет.
Пример мужества и выдержанности нам подает казачий генерал Глуховский Владимир Ильич.
Он стойко себя ведет, ему 73 года, перенес несколько серьезных операций.
Почти все идем на исповедь к игумену Макарию. Утром причащаемся. Наш самарский новичок Иван Конкин исповедывается и причащается в первый раз.
Руководителю крестного хода Константину Крылову игумен Макарий вручает 16 крестов Николая Святоши (Черниговский святой), для всех участников, мы шутим: за Афонскую операцию.
Отбываем в Болгарский монастырь великомученика Георгия Зограф.
С пристани до монастыря 4км идем крестным ходом с пением Иисусовой молитвы.
Это придает нам сил.
Теплая встреча.
Во время пения акафиста в храме перед Табынской иконой само раскачивается паникадило.
Усердно поет бывалый казак Александр Дмитриев. Опытный крестоходец, второй раз на Афоне.
Утром отбываем в Сербский монастырь Хиландар.
Там нас уже ждут наши сербские братья, которые привезли освящать икону Троеручецы для дальнейшего похода по Сербии.
Это президент сербских «Ночных волков» Саша Савич, представитель сообщества сербских четников Миодраг Баич. И еще один бравый серб по имени Серж. В славянских монастырях чувствовали себя как дома, теплый прием и службы на церковнославянском языке. Из Хиландара, наши братья, малой делегацией отправились с иконой к русскому старцу Рафаилу Берестову. Он живет неподалеку от сербского монастыря. Монахи из его скита, встретив нас на пристани «Иваница» и взяв благословение старца по телефону, пригласили нас в гости с иконой. И наутро, наша съемочная группа, Смолянинов Дмитрий и Иваненко Александр, а также Константин Крылов и самарский казак Александр Красников взяли икону и на джипе, сербский монах их отвез к старцу. Остальные казаки, помолившись на литургии, отправились на пристань «Иваница», где состоялось воссоединение группы.
Получив благословение и назидание, казаки с иконой вернулись довольные. К нам присоединились три сербских брата.
Путь наш лежал в легендарный греческий монастырь «Ватопед». Нужно доплыть до Дафни на пароме, затем на автобусе через перевал на другой берег полуострова и там еще миновать КПП, на котором задерживают всех кто без приглашения. Приглашения у нас не было, автобус вроде бы обещали и на пароме мы увидели множество полицейских.
Оказывается, приезжает Вселенский Патриарх, перекроют все дороги, а полиция будет его охранять. С этим мы и сошли на берег. На берегу мы увидели автобус, который смог бы нас вместить, нас стало больше, но водитель категорически отказался нас везти. У него заказ на встречу полицейских, повезет их в Карею.
Другого транспорта нет. Мы взмолились: «Богородице, помогай нам!» через минуту подходит к нам водитель: «У полицейских изменились планы, я готов вас отвезти». На КПП нас тоже быстро пропустили. Мы уже ничему не удивляемся.
Ватопед.
Получив благословение архимандрита Ефрема, мы поставили икону в храме перед алтарем. Вынесли нам пояс Богородицы, главу Иоанна Златоуста и Крест равноапостольного Константина, 4 век.
И мы запели наш акафист перед Табынской иконой, иконой Пантанасса, в присутствии названных святынь. Какое счастье. К сожалению, приложиться к остальным чудотворным иконам (их семь) мы не успевали — дороги все-таки перекрывали. Слава Богу за все. На выходе нас ждали два микроавтобуса, которые доставили нас в Андреевский скит.
В Андреевском скиту было не до нас, весь «личный состав» ушел в Карею встречать Патриарха.
Оставив дежурного у иконы, мы тоже пошли посмотреть на встречу Патриарха.
Такого мы не видели: геронды всех монастырей выстроились на площади, ожидая высокого гостя.
Вскоре он появился, и вся процессия двинулась в храм, где находится икона «Достойно есть», ну а мы вернулись к себе, в Андреевский скит.
Во время нашего пребывания на Афоне у нас появилась мысль совершить восхождение на вершину горы Афон с иконой.
Желание высказали все участники похода. Стали продумывать технические моменты. Требовалось разобрать икону, снять оклад, соорудить крепление, чтобы нести икону на спине. Стали вырисовываться примерные мероприятия. Определилась группа для восхождения, проект устройства для закрепления иконы на спине, с помощью веревок, назначен день 18 октября, суббота. День рождения моей дочери Даши. Это восхождение я решил посвятить ей.
А пока мы отправились на южную оконечность полуострова в монастырь Григориат. По дороге в Дафни мы поделились соображениями по поводу восхождения с Янисом.
Это русскоязычный грек, который живет в Дафне. Там у него гостиница, кафе и служба водного такси. И вообще он может решить многие проблемы и помочь во многих житейских вопросах, возникающих на Святой Горе, почти безплатно. Но тут он оживился, предложил сшить специальный чехол для иконы, взял размеры и обещал прислать нам его перед восхождением. Что ж, будем рады.
Вообще отношение греков к нам изменилось. Сначала нас встречали насторожено, присматривались: зачем эти русские приехали с такой большой иконой, что это значит? Присмотревшись, узнав о нас немного, мы показывали фото крестных ходов из России, отношение изменилось.
Паромщики, водители автобусов, местные полицейские нас встречали тепло и радостно. По всем монастырям пролетела новость: русские казаки идут по Афону крестным ходом с Табынской иконой Божией Матери.
Поэтому в Григориате мы не были неожиданностью, нас уже ждали. Разместили 19 человек.
Очень уютный монастырь на берегу моря и у меня промелькнула мысль: надо бы здесь побыть как-нибудь больше одного дня.
В Григориате мы задержались на два дня из-за бури, которая была на следующий день (наверное «совпадение»).
Ну и не буря, просто сильный ветер, но корабли не ходили. Все бы ничего, но трем самарским участникам нужно было покинуть полуостров. Были куплены билеты и они могли пропасть. Один из них Иван Конкин смог по телефону перенести вылет, хотел взойти на Гору.
Гена Березин и Сергей Рулёв, взяв рюкзаки, вооружившись фонариками, отправились по тропе вдоль моря и далее с крутым подъемом к монастырю Симонапетра три часа ходу.
Там их накормили и отправили на машине в Дафну, где их ждал Янис. Уром на водном такси Янис их отправил на большую землю. Везде успели, Слава Богу за всё!
В Григориате мы время зря не теряли. Провели казачий круг и выслушали кандидатов на вступление в казаки. Шесть человек захотели принять казачью присягу на Святой Горе. Кандидат рассказывал про себя и что бы он хотел сделать в казачестве. Круг одобрил все кандидатуры.
В связи с задержкой дату восхождения пришлось перенести на 19 октября.
Два Ивана, мордовский и самарский, сомневаясь в погоде, решают вернуться в Уранополис. Восхождение у них откладывается до следующего раза.
А пока мы прибываем в монастырь Святого Павла. Снова теплая встреча, нас узнают, ведь именно здесь мы получили первое благословение на крестный ход по Афону.
В храме между служб поем акафист. После акафиста, в храме, перед иконой, крестом и евангелием, перед своими товарищами кандидаты принимают казачью присягу. Думаю, такого раньше не было никогда на Афоне.
Готовимся к восхождению. Собираем вещи, продукты. Вечером Янис присылает чехол для иконы тогда, когда я стал подумывать, что он нас подвел. Прости меня, Господи! Чехол идеально подходит для иконы. Крепим его на пустой рюкзак с хорошими лямками. Все получилось лучше, чем мы ожидали. И неудивительно, от нас нужно желание и решимость остальное все устроит Царица небесная.
Утром, 19 октября, воскресение, идем на литургию, исповедуемся, причащаемся. В 8 утра группа в количестве 10 человек выходит из монастыря Святого Павла начинает восхождение на гору Афон. Несмотря на то, что день рождения моей дочери был вчера, это восхождение я хочу посвятить ей.
Первый переход, час пути до скита Святой Анны, это мама Богородицы. Маршрут проходит с небольшими подъемами и спусками. До туда нас провожают те участники, кто не решился идти на вершину из-за физического состояния.
Все равно молодцы это непростой участок.
300 метров над уровнем моря.
Дошли. Передохнули. Помолились в храме.
Приложились к мощам. Нетленная стопочка Праведной Анны, глава мученика Нектария.
Ну, с Богом!
Протоиерей Уфимской епархии о. Михаил Фёдоров, духовник этого похода, недавно побывал в аварии и, опасаясь за свою ногу, не рассчитывал подняться на самый верх.
Решил: куда дойду — туда дойду, хотя бы до первого креста. На нём заканчивается первый самый крутой и трудный участок. И пошел помолившись.
Первым, с крестом в руках, пошел насельник монастыря Тихона Задонского схимонах Илия (Ретинский).
Всю дорогу он молился вслух, да и на протяжении всего Афонского похода он в автобусах, на паромах, во время ожиданий находился у иконы и пел вслух «Богородице, дево радуйся».
Вслед за ним шел человек, который взял на себя основную миссию этого восхождения, Иваненко Александр.
Весь подъем и весь спуск он нес икону один. Это отставной военный, корреспондент, фотограф, на Афоне не первый раз. Третье восхождение на гору Афон. Имеет духовный опыт и очень много знает про Афонские монастыри, их истории и святыни. Во время всего путешествия много рассказывал интересного всей группе.
Его страховал весь подъем сотник оренбургского казачьего войска Васильев Александр.
Следующим шел самарский казак подъесаул Осипов Сергей.
Второе восхождение. На первом его подвела нога, её свело судорогой, и он не дошел буквально сто метров. Вторая попытка.
Дальше идет казак с Урала, Ильиных Юрий.
У него нога после операции, но очень большое желание и смиренная молитва.
Следующий иду я, подъесаул Дороднов Дмитрий.
Второе восхождение. Первое мне показалось легче.
С нами шел и снимал всё на видео наш оператор, донской казак, Смолянинов Дмитрий.
Он был то спереди, то сбоку, то сзади. Он настолько профессионален, что был почти незаметен.
Отец Михаил и сербские братья Миодраг и Серж запыхались и отстали. Мы не стали ждать, ушли вперед.
После первого креста дорога стала не такой крутой и появилась возможность передохнуть.
Ну, вот и второй крест. Привал. Попили водички, перекусили. Пора.
Следующая отметка: келья Панагия. Высота 1500 метров над уровнем моря. Там находится здание из каменных блоков, в котором есть небольшой храм, очаг и комната отдыха с кроватями, матрасами и одеялами. Там можно отдохнуть, покушать и даже переночевать.
И вот немного не доходя до Панагии, у нас кончаются силы. Осталось немножко, а сил нет.
Сели отдыхаем, кушаем яблоки — легче идти будет, пьем воду. Минут 20 сидим. И вдруг нас догоняет отец Михаил, это с больной-то ногой. Мы думали он до первого креста и назад вернется. Идет потихоньку, молится. Сила Божия в немощи совершается. Отдохнул немножко с нами, взбодрил нас и вместе пошли.
Панагия. Кровати со спальными мешками, отдыхаем.
Там какой-то монах греет чай на газовой горелке (кто-то заботливо оставил) и нам предлагает. В самый раз. Пьём вместе чай, угощаем его нашими запасами. Благодать. Отдыхаем долго, час с лишнем. Набираемся сил перед последним участком. До вершины 500 метров в высоту.
Голая гора, на ней серпантин. У некоторых из нас начинает сводить судорогой ноги. Сильнее всех у Осипова Сергея, дальше он идти не может (вторая попытка неудачна). У нашего флагмана Иваненко Александра тоже свело, растирает мазью, делает какие-то упражнения. Подготовлен. У него отпускает. Пытаюсь встать — у меня тоже прихватило ногу. Поприседал-отпустило и у меня. Ну, в путь.
Подъем от Панагии до вершины занимает 1,5-2 часа. Александр с иконой поднялся за 1 ч 05 мин . Мы чуть больше 1 ч 20 мин. Температура наверху около 0 градусов. Поэтому несем с собой теплые и сухие вещи. Переоделись.
В храме Метаморфозы (Преображения Господня), который находится на самой вершине, установили Табынскую икону. Я с собой взял икону «Избавительница от бед» небольшого формата, её тоже установил. И вот мы поем акафист Табынской иконе в храме, в котором по преданию будет совершена последняя литургия на Земле в конце времен. Дух захватывает.
Дальше идем фотографироваться у креста, который в 19-ом веке установили русские монахи. А под ним мы, русские казаки, которые в 21 веке зашли крестным ходом с большой походной иконой. (Скромнее надо быть). Огляделись вокруг. Облака то зайдут на вершину, то разойдутся и выйдет солнышко. И тогда видно всю Святую гору. Говорят, что когда облако на вершине, Царица Небесная в своем уделе находится. Может я это почувствовал т.к. на меня нахлынуло сильное покаянное чувство, даже разревелся.
Спускаться полегче, но тоже требует напряжения и внимания. Приходим в Панагию.
О чудо, видим наших сербов. Как говориться они на зубах зашли, проявив характер. Отдыхаем, кушаем, выпиваем для восстановления сил ракию, благоразумно взяв её с собой. Панагия полна народу, русские, греки, сербы. Люди хотят там переночевать, чтобы утром подняться на гору и служить там литургию. Надо обязательно попробовать, есть цель на следующую поездку, Бог даст.
Дальше спускаться становится труднее. Начинает темнеть. Фонариков у нас мало. Одна группа, три человека с иконой, выходят вперед. Наша цель вернуться в монастырь Святого Павла. Остальные рассчитывают дойти до скита Святой Анны и там переночевать. Там их уже ждут. Наши братья, которые остались внизу, через монахов созвонились со скитом и договорились о ночлеге.
Самый трудный участок при возвращении от скита Святой Анны до монастыря Святого Павла. Уже ночь, полная луна и вой шакалов. Такое ощущение, что идет икона, и всякая нечисть с визгом разбегается.
Вернулись мы во время всенощного бдения.
Водрузили икону на ее место, и братия монастыря поклонилась ей. Мы ушли отдыхать.
На следующий день у нас у всех было чувство, что мы свою миссию выполнили. Была еще дальня поездка в Великую Лавру. Но по возвращении оттуда мы забрали нашу икону из Иверского монастыря и решили вернуться в Уранополис на день раньше. Слишком много потрачено сил. Так и сделали.
На пирсе Уранополиса нас встречали русские паломницы из России. Они случайно узнали, что мы прибываем с Афона с Табынской иконой и уже почти уехали, вернулись и стоя на коленях, ждали икону. Среди них была монахиня, настоятельница Табынского монастыря, где явилась икона. Но к концу поездки мы привыкли к чудесам и ничему не удивлялись.
Усталые и счастливые мы возвращались домой, в Россию. Еще предстоит переварить все события, которые с нами произошли. Нас ждет в Самаре крестный ход с «Избавительницей от бед». Надеемся принести частичку Афона и на нашу землю. Походный крест с нашего хода мы брали с собой на Афон, прикладывали его ко всем святыням, которые были нам доступны. Небольшая фотография нашей иконы побывала еще на вершине горы. И мы попытаемся донести это нашим людям.
Подъесаул Дороднов Дмитрий.