Несломленные

Написал (ла) (admin) , 0 , Категории: Другие новости ,

Ставропольские эксперты собрались на минувшей неделе, чтобы сообща обсудить проблемы кадетского образования. Кадеты – это будущие военные, пограничники, спасатели, следователи, полицейские, казаки... Уже со школьной скамьи (а, например, на Кубани уже с детсада) их готовят к будущему служению на благо Отечества.

Ставрополье в кадетском образовании страны своего рода «законодатель мод», мы можем похвастаться блестящими результатами работы. Но, не ровен час, вскоре кадеты в крае могут исчезнуть. Дело в том, что новым федеральным законом «Об образовании» Москва решила уравнять все регионы страны – и те, где есть кадеты, и те, где их нет.

С букварём и шашкой

Кадетскому образованию на Ставрополье уже 13 лет. Еще в 2002 году в краевой столице появилась кадетская школа, получившая имя генерала Алексея Ермолова, усмирителя Кавказа в годы царской колонизации. Многие жители города почему-то считают ее «казачьей», хотя это совсем не так.

В «кадетке» есть несколько направлений подготовки, и казачье – лишь одно из многих. Есть профильный класс, где готовят будущих бойцов Внутренних войск МВД, шефствует над ребятами 30-й отряд специального назначения «Эдельвейс» (расквартирован в поселке Новотерском Минераловодского района).

«Пограничный» класс опекает филиал Голицынского пограничного института ФСБ России, а класс СОБР – отряд полицейского спецназа «Зверобой». Ребята здесь проходят не только спортивную и начальную военную подготовку, но и получают правовые знания. А есть еще классы общевойскового, парашютного, спортивного профиля...

Учиться в «кадетке» престижно, есть даже родители, которые специально покупают квартиры в соседнем микрорайоне, чтобы быть приписанными именно к этой школе. Ездят сюда на учебу ребята из Михайловска, Надежды, Демино и даже из Рыздвяного.

«Кадетка» – еще и педагогический кладезь, большинство учителей здесь – мужчины. Существует должность «офицер-воспитатель», куда охотно идут военнослужащие, вышедшие на пенсию. Обо всем этом директор школы Алексей Хитров говорил с живой горячностью: очевидно, что родная «кадетка» для него – это всё!

Слава, слава «кадетке»!

На Ставрополье еще в 2009 году был принят краевой закон «О кадетском образовании и кадетских образовательных учреждениях» (первый, кстати, среди всех регионов страны!).

И уже сегодня в крае работают четыре кадетских учебных заведения: в Михайловске и станице Григорополисской (профессиональные лицеи), поселке Иноземцево (Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа) и Буденновске (казачий кадетский корпус), учится в них 550 ребят.

Помимо этого сегодня на Ставрополье в 91 школе действуют 308 кадетских классов, в которых учится почти 7,5 тысячи ребят. Подавляющее большинство кадетских классов – казачьи, где ребятам дополнительно преподают военное дело, историю казачества, основы духовной культуры.

В 2012 году в стенах 24-й школы Ставрополя появились кадетские классы, где готовят будущих следователей. Чтобы открыть их, в краевую столицу лично прилетал председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.

Первого сентября 2014 года на Ставрополье открылось полсотни новых кадетских классов, а за последние три года их количество утроилось. Причем треть кадетов – это сироты и дети из неблагополучных семей, которым кадетское образование дает возможность встать на правильный жизненный путь.

Кроме того, содержание кадета даже на полном пансионе в полтора раза дешевле, чем в детдоме. Всего же за прошлый год на кадетское образование из бюджета Ставрополья было выделено 15 млн. рублей.

Ставят палки в колёса

О том, что в России нужно развивать казачьи кадетские корпуса (по сути, профильные школы), неоднократно говорили и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Закрепили это поправками к федеральному закону «О государственной службе российского казачества» в 2011 году, а годом позже – и в «Стратегии развития государственной политики в отношении российского казачества до 2020 года».

Но гладко лишь на бумаге, а на деле подвижникам приходится сталкиваться с постоянными препонами. Так, завуч Буденновского казачьего корпуса (созданного в 2012 году) Дмитрий Ягупов рассказал, как им остро не хватает общежития.

Рассчитано учреждение на 240 ребят, а обучается лишь 185, причем на полном пансионе числится только 20. Чтобы запустить общежитие, нужно выделить из бюджета 71 млн. рублей.

Давно обещают построить и спорткомплекс. Вместо этого на стадионе, где раньше тренировались кадеты, администрация Буденновска решила построить детсад, хотя их в микрорайоне, по словам Ягупова, и так уже несколько.

Бегать стометровку и даже сдавать нормативы кадетам теперь приходится прямо на плацу и небольшой спортплощадке, созданной на средства спонсоров. Однажды, говорит завуч, приключилась неприятная история: когда в казачий корпус приезжал полпред, мальчик-бегун у него на глазах упал и сильно стесал колени. Если бы проходили соревнования в спортзале, такого не было бы!

По словам Алексея Хитрова, большая проблема и в том, что его «кадетка» вроде считается профильной, а в то же время закреплена за отдельным микрорайоном. Потому не все дети, которые хотят учиться здесь, имеют такую возможность. И наоборот, есть много семей (особенно воспитывающих девочек), которые отдавать детей в военизированные классы не хотят.

Кадетское образование существует на Ставрополье уже столько лет, но профильное министерство образования до сих пор не озаботилось разработкой профессиональных стандартов.

Между тем они должны быть для учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и даже офицеров-воспитателей именно в кадетских классах (в том числе казачьих). Кроме того, по словам Алексея Хитрова, нет требований к приему школьников в «кадетку» и даже стандарта физического здоровья ее ученика.

Вспомнили на совещании и о печальной судьбе учебника «История казачества», который был недавно издан краевым комитетом по делам национальностей. Издать-то его издали, но в школы он так и не попал, поскольку не имеет обязательного грифа минобразования Ставрополья.

До сих пор не построен Кисловодский кадетский корпус на четыреста мест. Из бюджета края на проектно-сметную документацию и подготовку стройплощадки еще три года назад было выделено более 100 млн. рублей, но строить корпус так и не начали. Глядишь, скоро и проектные документы могут «скиснуть». Сравните: в соседней Ростовской области работает уже восемь кадетских корпусов.

Кому помешали кадеты?!

Основным поводом, чтобы собраться за круглым столом, было вовсе не отсутствие учебников и спортплощадок. Сегодня под угрозой исчезновения кадетское образование в России в целом.

Дело в том, что три года назад был принят новый федеральный закон «Об образовании», вступил он в силу в прошлом году. В 86-й статье перечисляются типы образовательных учреждений, где можно готовить ребят к будущей военной или государственной службе, – президентские, суворовские, нахимовские училища, военные корпуса... И ни слова о профильных кадетских классах.

Между тем существуют они сегодня ведь не только на Ставрополье. Скажем, в Краснодарском крае кадетских классов и групп (большинство из них – казачьи) почти полторы тысячи, есть они уже в каждой третьей школе и даже в учреждениях дополнительного образования.

Во многих регионах (в частности, в Пензенской и Курганской областях и даже в Татарстане) приняты целевые программы развития кадетского образования. А вот, например, в Красноярском крае отдельным законом закреплен статус не только кадетских учебных заведений, но еще и мариинских (это женские гимназии-интернаты).

Приняли красноярский закон, кстати, когда губернатором области был Александр Хлопонин. Затем его перевели полпредом на Северный Кавказ, и он помогал в становлении кадетского образования уже здесь. Например, выбивал деньги на проектирование Кисловодского кадетского корпуса. Но даже пробивной силы полпреда не хватило на всё...

Зовут на подмогу Яровую

Еще в июле прошлого года спикер краевой думы Юрий Белый обратился в Госдуму России с предложением скорректировать федеральный закон «Об образовании», чтобы в 86-ю его статью добавили упоминания о кадетских классах и школах.

Документ очень долго лежал под сукном в профильном думском комитете по образованию. Рассматривать по существу ставропольский законопроект в Москве начали лишь в этом году.

Комитет вынес вердикт: менять закон не будем, поскольку, мол, кадетское образование – вещь государственной важности, а значит, и заниматься им должны лишь в госучреждениях. Ну а создавать профильные классы (кадетские и мариинские) в муниципальных школах – это, мол, добрая воля самих регионов.

В общем, законопроект Юрия Белого в Госдуме даже не стали выносить на пленарное заседание – «похоронили» уже в недрах комитета. По словам Алексея Хитрова, это означает, что уже с первого января 2016 года и его школа, и сотни кадетских классов на Ставрополье окажутся вне закона.

Внимательно выслушав историю, руководитель экспертного клуба, член генсовета «Единой России» Дмитрий Шуваев пообещал поднять эту проблему на самом высоком партийном уровне.

Надеется он привлечь внимание председателя думского комитета по безопасности Ирины Яровой, которая курирует по линии «Единой России» кадетское образование.

Ну а краевые депутаты все же намерены добиться изменения злополучного федерального закона. Действовать намерены через Южно-Российскую парламентскую ассоциацию, которая объединяет именно те регионы, для которых кадетское образование – не пустой звук, а насущная потребность.


Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»


Источник: Общественно-политическая и познавательная газетаГлавная