Двойной юбилей казачьей школы

Написал (ла) (admin) , 0 , Категории: Другие новости ,

Казачьих школ на Кубани немало. Но есть среди них одна, самая первая. Это — 13-я школа города Хадыженска, носящая имя писателя Анатолия Знаменского. В этом году она отмечает сразу две круглых даты: 100 лет со дня открытия и 20 лет со дня ее возрождения как казачьей.

Первое, что бросается в глаза на школьном дворе, где заканчиваются последние приготовления ко Дню знаний, — дети в казачьей форме. Причем не частично, а практически все. Такой здесь порядок: раз учишься в казачьей школе, то и форму должен носить казачью. Ребята помладше, стоящие в строю, переговариваются, смеются. Старшеклассники, и особенно почетный караул в черкесках, ведут себя степенно, по-взрослому. Школьный двор наполняется и наполняется: идут родители, бабушки, дедушки. Всем хочется сфотографировать своих детей и внуков на память.

На линейку — становись!

Пока шла подготовка к торжественной линейке, осматриваю фойе. Все стены в фотографиях, на которых запечатлены многочисленные акции 13-й казачьей: «Победа деда — моя победа», «Бессмертный полк», «Дорога к храму», «Моя родословная». На одной из стен иконы Богородицы — покровительницы казаков. Тут же репетирует школьный творческий коллектив «Стремя».

— Отличаются ли чем-то ваши сверстники, которые учатся в обычных школах, от вас? — интересуюсь у школьников.

— Мы более дисциплинированные, у нас есть казачьи наставники, есть уроки православия. Мы посещаем храмы, молимся. А еще лучшим ученикам выдают стипендию, — говорит Катя Холманова.

— Почему вы отдали сына именно в казачью школу?

— Мы живем на Кубани, в казачьем краю. Здесь дети кроме стандартного образования получают еще и духовное развитие, — убеждена Елена Ариштокова.

Такое же мнение у других родителей, с которыми довелось поговорить.

Само собой в этом мире ничего не происходит. Естественно, и казачья школа не возникла из ничего.

— В 1994 году мы с казаками решили построить в Хадыженске православный храм и создать казачью школу, — вспоминает сотник Владимир Смоленов. — Как оказалось, церковь было построить намного проще, чем организовать казачью школу. Не было ни подходящего помещения, ни средств. Тогда глава района Владимир Полушин выделил 250 тысяч рублей. Мы взяли у бывшего совхоза в аренду помещение детского сада, где и начала работу первая на Кубани казачья школа. Это было время возрождения казачьего движения, и родители охотно отдавали своих детей в школу.

…Наступает момент торжественного открытия линейки. Почетный караул поднимает знамена России и Краснодарского края. Школьники дружно поют гимны России и Кубани. Атаман командует: «На молитву, шапки долой!». Отец Герман произносит молитву, все присутствующие на линейке крестятся. Кстати, отец Герман выпускник именно этой школы.

Среди почетных гостей ветераны войны и труда, атаман Майкопского отела Александр Данилов, атаман Хадыженского хуторского общества Николай Мищенко и еще целый ряд казаков. Впрочем, что касается казаков и атаманов, то гостями их можно назвать с большой натяжкой, поскольку они постоянно посещают школу.

— Мы не только берем пример с наших героических предков. Мы пишем свою историю. Сегодня у нас уже есть свои герои. Среди них те, кто сражался в Абхазии, Чечне. Есть и те, кто пришел на помощь жителям Крыма, который вновь стал российским, — отметил атаман Майкопского отела Александр Данилов. — Есть такое выражение: «Карта России очерчена казачьей шашкой». Вам, ребята, предназначена судьба будущих устроителей нашей великой страны!

Казаки на праздник пришли не с пустыми руками. Школьная картинная галерея пополнилась большой фотографией 124 казаков отдела, которые с оружием в руках остановили молдавских и румынских захватчиков в Приднестровье и тех, кто держал оборону на границе Крыма. Спортивный арсенал пополнился футбольными и баскетбольными мячами.

Не остались без наград и учителя, многие из которых, между прочим, имеют казачьи чины. Признаться, с этим столкнулся в первый раз. 13-я школа — единственная в крае, где педагоги носят звания урядников. Почетные грамоты получили казачьи наставники. Родители также пришли с подарками-символами: караваем и лозинами «для порядку».

Безусловно, главными героями в тот день были первоклассники. Все внимание было приковано к ладным ребятишкам в казачьей форме. К слову, среди них был маленький Дима Овсянко. Его родители вынуждены были бежать из охваченного войной Луганска. Дима помнит обстрелы города, взрывы снарядов, мин и ракет. Сейчас он улыбается и чувствует себя своим в новой школьной семье.

По традиции первоклассников осыпали зернами — символ того, чтобы в их душах дали всход ростки знаний, добра, милосердия и трудолюбия.

Старшеклассник под два метра ростом Никита Сорока в черкеске посадил на плечи первоклассницу Аню Панчюк со звонком в руке. Аня между прочим потомственная казачка. Трель звонка возвестила начало нового учебного года. Года юбилейного.

Как все начиналось

Если кто-то подумал, что становление 13-й казачьй школы было легким и безболезненным, то глубоко заблуждается. Были случаи, когда двадцать лет назад учеников, одетых в кадетскую форму, даже били. Как и сейчас, так и тогда у казачества были недоброжелатели. Сегодня они только бессильно злопыхают, поскольку служивый народ доказал делами свою состоятельность. Это сейчас родители чуть ли в очередь выстраиваются, чтобы устроить своих детей в эту школу. Но ведь было время, когда родители забирали детей из 13-й, испугавшись Бог ведомо чего.

Не все и всегда гладко было в двадцатилетней истории школы. В какой-то период ее судьба висела буквально на волоске. Школа, открытая по инициативе казаков, оказалась не у дел. Не будем вдаваться в подробности, скажем лишь, что выстояла она благодаря коллективу единомышленников.

— До начала учебного года оставалось буквально несколько дней, а нерешенных проблем было более чем достаточно. Тогда многие думали, что школа закроется, — вспоминает директор Елена Сильверстова. — Нам пришлось параллельно приводить здание в порядок, получать лицензию, регистрировать устав, утверждать всю нормативно-правовую базу.

Сейчас здание школы ухоженное, за что особая благодарность главе района, депутату ЗСК Елене Капцовой, родителям. Здание школы — уникальное и буквально дышит историей.

— Когда вскрывали полы, находили и старые дореволюционные монеты, и гильзы от автоматов, — говорит Елена Сильверстова. — Во время войны здесь размещался немецкий штаб. Вы обратили внимание на сосны во дворе? Их посадили выпускники школы, уходившие в 1941 году на фронт.

Справился коллектив и когда казачью школу было решено объединить с обычной общеобразовательной.

— Наши дети отличались от своих сверстников, — вспоминает Елена Сильверстова. — Они более дисциплинированные, воспитанные. Дело, собственно говоря, не только в детях, но и в некоторых родителях. Помню, был случай, когда на родительское собрание пришел настоятель Свято-Ильинского храма отец Виталий Осипов. Одна родительница развязанным тоном заявляет: «Что это у нас тут попы делают?».

Сейчас, конечно, все по-другому. Дети посещают уроки основ православной культуры, участвуют в богослужениях, в крестных ходах. Что в этом плохого? Или что плохого в кадетской форме? Она ведь сама по себе дисциплинирует детей.

Тем не менее после слияния многих детей родители перевели в другие школы, но прошло не так уж много времени, и они вернули своих чад в казачью школу. Сейчас родители специально едут в Краснодар, чтобы купить кадетскую форму.

Не все так просто было когда-то и с основами православной культуры.

— Два года подряд отец Виталий каждый четверг проводил занятия по основам православия с учителями, — вспоминает завуч Людмила Друзь. — Занятия проходили после работы, и все педагоги, порой даже в ущерб своим личным делам, не уходили с занятий. Сейчас в каждом классе у нас иконы, учебный день начинается с молитвы, мы вместе с детьми посещаем храмы.

В 13-й школе ученики не просто сами по себе — закончились уроки и все разбежались кто куда. Без чьих-либо указаний, а исключительно по своей инициативе старшеклассники опекают малышей: до дома проводят, следят, чтобы никто их не обижал.

Вне стен школы ученики 13-й остаются людьми неравнодушными. Был случай, когда в лесу вспыхнул пожар. Несколько школьников по собственной инициативе помогали взрослым справиться с возгоранием. Тогда каждого из добровольцев-пожарных глава города наградил грамотами и подарил по фонарику.

— Был случай, когда в школу пришла старушка и говорит: «Я хочу поблагодарить вашего ученика, который спас мою собачку», — рассказала директор школы. — Лил очень сильный дождь, и животное застряло в трубе. Маленький мальчик вытащил собачонку оттуда. Это ведь тоже поступок! Мы потом его отметили на линейке.

В казачьей школе — казачий дух. Это я о спорте. Среди учеников 13-й немало настоящих чемпионов. Татьяна Тюльпинова — призер Всероссийских соревнований по тхэквондо. Никита Шурупов — победитель первенства края по легкой атлетике. Даниила Степанова — чемпион первенства мира 2013 года по тхэквондо, серебряный призер первенства мира по спаррингам, трехкратный чемпион России. Этот список можно было продолжать и продолжать.

В школе № 13 работает детско-молодежное объединение «Казачий спас», которое строит свою работу по казачьим заповедям и является органом самоуправления. Ребята заботятся о ветеранах, занимаются сбором архивных материалов по казачьей истории станицы Хадыженской для школьного музея казачьей славы, участвуют в православных слетах, творческих конкурсах.

Форма и содержание

Школа строит свою работу на основе традиций, культуры, обычаев, истории кубанского казачества и православия. Все нормы, прописанные в уставе школы, соблюдаются. Здесь не увидишь учеников, одетых кто во что горазд. Форма одежды либо казачья, либо камуфляжная. Форма сама по себе дисциплинирует ребят. Но еще важнее формы содержание душ учеников, их поведение в школе и за ее пределами. По словам казаков, происходят вроде бы не связанные между собой, на первый взгляд, вещи.

— И ветераны движения, и те, кто недавно надел казачью форму, невольно начинают вести себя с оглядкой на учеников школы, — говорит атаман Хадыжинского хуторского общества Николай Мищенко. — А что о них подумают и ученики и педагоги? Вот так происходит взаимное влияние взрослых на детей, и наоборот.

Значительная роль в воспитании казачат лежит на наставниках.

— Самое сложное в нашей работе — добиться, чтобы дети восприняли тебя как своего, — говорит наставник Сергей Светличный. — Если такой душевный контакт установлен, то особых проблем не возникает.

Позволю себе небольшое отступление. Как-то в беседе с атаманами один из них заметил: «То, что у нас в крае много казачьих классов, — это хорошо, но многие из их учеников, окончив школу, уходят в никуда. А по логике вещей они по достижении совершеннолетия должны вступать в казачьи общества».

— У нас есть окончившие казачьи классы ребята, которые помогают в работе атаманам хуторских обществ в воспитании следующей смены, — говорит атаман Майкопского отдела Александр Данилов. — Многие из тех, кто отслужил в армии, приходят в школы тренерами, спортивными инструкторами, ходят с детьми в походы, в качестве старших возглавляют группы казачат на поминовениях. Как бы то ни было, семена, посеянные в их душах, рано или поздно дают всходы, и часть тех, кто после школы на время отошел от казачества, возвращаются к нашей казачьей идее.

В 13-й школе часть выпускников после окончания вузов возвращаются в альма-матер учителями, наставниками. Казачье воспитание, заложенное с ранних лет, подвигает многих из них на военную службу. Да и в мирной жизни выпускники 13-й находят свою дорогу.

После одного дня, проведенного в 13-й казачьей школе, осталось ощущение правильно расставленных акцентов в Кубанском войске, большое внимание уделяющем воспитанию тех, в чьих руках когда-то окажется будущее казачества, Кубани и России.

Сергей Капрелов

Источник: материал с сайта газеты «Вольная Кубань»